С 11-го века в церковном искусстве начинается в полном смысле слова Аристократический Период. Смысл живописи данного периода в корне отличается от живописи провизантийского периода. Более уравновешенные образцы живописи и композиции выполнены профессиональными художниками, служащие при императорском дворе. С использованием колонн в архитектуре из поперечно-арочной системы перешли к применению централизованной купольной системы. «Церковь Чарыклы» (церковь с сандалиями), «Церковь Елмалы (с яблоками)» и «Церковь Каранлык (темная) памятники данного периода. После 11-го века в фресках наблюдаются следы плохой обработки. С началом применения в архитектуре тесаного камня распространяется использование прототипов деревянных икон. Долина Гореме и наскальные церкви в настоящее время в качестве музея под открытым небом раскрывает свои двери мировой культуре. Помимо известных нам церквей в данной местности имеются еще сотни не выведенных в свет церквей. Сегодня ведется параллельная работа как над выведением неизвестных ныне церквей, а также реставрация имеющихся. Тем самым данное ценное наследство истории будет спасено от одиночества и разрушения природы и человечества, продолжающееся в протяжении столетии. Теперь ознакомимся более ближе с некоторыми из известных церквей и наскальных помещений долины Гореме.
Темная церковь.
Церковь, датируемая 11-м веком является аккуратно выдолбленным в скале двухэтажным сооружением. Четырехугольный план сооружения имеет входной коридор с извилистыми лестницами, плоский потолок. С разрушением передней части выдолбленной скалы часть потолка и стена, разделяющая салон от внешней среды оказались снаружи сооружения. На самом деле данное сооружение было запланировано в качестве монастыря. Потолок верхнего этажа отличается своей структурой. Предполагается, что в свое время здесь жили священники.= В главное помещение церкви можно попасть через несколько лестниц от входного коридора и пройдя сводчатую дверь. Церковь построена централизованной купольной системой. Название церкви объясняется темнотой, царящей внутри нее. Лишь небольшое отверстие над притвором освещает весь интерьер. Росписи нанесены на штукатурку. Церковь относится к одной школе вместе с «Чарыклы» и «Церковь Елмалы». Сцены: Христос (трансфигурация), молитвы благодарности апостолов, гостеприимство Авраама, Три ангела и Иисус, измена Ииды, четыре женщины из Галилеи, дева Мария, Клаофас, Мария из Медждели, жена Моисея (Ионна Саломе), арест Иисуса, Последний ужин, распятие на кресте, рождение Иисуса, Мария и Иосиф, первое купание, посещение королей, уход в Бетхелем и крещение. Церковь с пряжкой. Известная в местности самая большая наскальная церковь. Сооружение и росписи довольно хорошо сохранены до наших дней. Состоит из двух церквей, построенных в два разные периода. Входной салон называется Эски Токалы (Старая Токалы). На росписях в главном помещении в длину, жизнь Иисуса изображена в виде одушевления шаржа. Преобладают красный, коричневый и зеленый цвета. Жесткие штрихи в линиях орнамента увеличивают динамику движении фигур. Имеет характер Каппадокия-сирия и датируется 10-м веком. Главная церковь называется Йены Токалы (Новая Токалы) и датируется 10 веком. Здесь художник имел возможность изображения тем по отдельности, благодаря тому, что данная церковь по сравнению с другой имеет большую площадь, образуя свободные и полные колоннами и нимфами площади. Ахритрав на колоннах, на которых имеются фрезы с малыми колоннами и фронтон на саму верху создают впечатление сцены театра. Стиль носит более греко-римский характер. Сцены: Радостная весть Марии о невинности, посещение Мажей, испытание воды, уход в Бетхлхем, рождение Иисуса, бегство баптиста Джона с Марией, ужин в Кане, последний ужин, суд Пилата, вход в Иерусалим, поклонение королей, резня безгрешных, бегство в Египет, убийство Захара, чудо на озере Кана, вызов апостолов, видение слепых, насыщение пятитысячных, оживление Лазаря, распятье на кресте, снятие из распятия, похороны Иисуса и Воскрешение на небес. Церковь с сандалиями.> Церковь, датируемая 11-м веком состоит из двух этажей. Неизвестно из чего выполнен оригинальный вход. Церковь адаптирована в малый, поперечно-сводчатый и центральный купол, в церковь сегодня можно попасть по металлической лестнице. Название берет от выемок в виде двух следов ног, находящиеся прямо у входа. На нижнем этаже имеются три комнаты, включая одну столовую. На сегодня идет реставрация росписей. Сцены: Иисус на троне (с правой стороны крестный отец Яхия, с левой - Мария), дева Мария и маленький Иисус, гостеприимство пророка Ибрагима, оживление Лазаря, распятие на кресте, три ангела вокруг гробницы Иисуса. Церковь с яблоками. Название берет от яблонь вокруг церкви. Вход в главную часть церкви обеспечивается через узкий коридор, так как первый зал церкви разрушен. Сооружение в крестовом плане. Церковь с 4 колоннами, поперечным сводом, большими и малыми абциссами и куполом, выполнена в центрально-купольной системе. Росписи находятся в гармонии с архитектурной структурой сооружения. Сцены: крещение Иисуса Иоанном на речке, оживление Лазаря, распятие Иисуса на кресте, ангелы у гробницы Иисуса, Иисус и благославляющая рука (средний купол), портреты авторов Библии, Ильяс, Даниель, Иоанн и Моисей. На нише: Иисус, Мария и Яхия. Змеиная Церковь и Часовня св.Катерины. Церковь состоит из одного входного зала с одной основой и колыбельно - сводчатым потолком и второй части с плоским потолком. Датируется 11-м веком, За эркером, разделяющий друг от друга два зала, имеется дверь со сводом и двумя колоннами. Церковь не имеет классической ниши. На абциссе колыбельного свода входной двери изображен Иисус, стоящий на ногах (Деисис), на потолке св.Базиль, св.Томас и св.Онофриус. Ранее не верующая и легкомысленная женщина посвящает себя религии. Непрерывно молится всевышнему о защите от мужчин и согласно преданию Всевышний, услышав эти мольбы посылает ей усы и бороду. В соседней росписи изображены св. Оносимос, св.Джордж и св.Теодоре. Часовня св.Катерины находится между Темной Церковью и Церковью Чарыклы. Имеет вольный план креста и центральный купол, руки креста. Содержит один Наос и Нартекс. У основания расположены девять усыпальниц, а на стене усыпальница с двумя нишами. Построена благотворительницей по имени Анна. Датируется 11-м веком. Фигурки имеются только в северной части часовни. Свод купола наряжены резными геометрическими украшениями. Церковь св.Варвары. Церковь с одним основанием, треугольным фронтоном. Малый купол церкви, датируемой серединой 11-го века, имеет две колонны, свод. Церковь полна крашенными на скале, небрежными росписями и украшениями. Возможно, что росписи нанесены одним лицом в разное время. Несмотря на классический стиль содержит уникальные символы. На одной росписи Иисус изображен сидящим на нише. Кроме того имеются росписи, изображающие борьбу св. Георгия с драконом, св.Теодор и св.Варвара, бегство Марии в Египет и др. Создает впечатление храма, существенного погребальному ритуалу. Девичий монастырь. Сооружение, расположенное с левой стороны от входа в музей, состоит из шести этажей и выдолблено в большую острую земляную пирамиду. На первом и втором этажах расположены столовая, кухня, подсобное помещение и комната для отдыха. На 3-м этаже расположен малый «Храм с нишой», окрашенный методом 11-го века. На 4 и 5-м этажах как в подземных городах Деринкую находятся двери из жернов с задвижкой. Вероятно это было предусмотрено для безопасности девушек. Внутри высокой скалы за девичьим монастырем расположен мужской монастырь. Церковь Ель Назар. Единственная церковь на долине Ель Назар, датируемая 10-м веком. Она выдолблена в скалу в виде юрты. Миловидное сооружение с колыбельным сводом, полу - нишей, переходящий в центральный купол, короткие руки в виде «Т», поэтому напоминает план креста. Состоит из двух этажей. Вероятно вход в церковь был с нижнего этажа, на верхние этажи вели извилистые лестницы. В результате разрушения одной стороны внутренние помещения оказались снаружи, которые с целью сохранения росписей были покрыты и приняли настоящий вид. Росписи находятся в безупречной гармонии с архитектурой церкви. Сцены: в сохранившейся верхней части ниши Иисус между двумя Ангелами, на стенах рассказы об апостолах, под сводом портреты апостолов внутри медальонов.